Страница 1 из 1

Проблемы гиперактивных детей и их семей:

СообщениеДобавлено: 08 май 2010, 20:46
Ангелина Рождест-кая
Проблемы гиперактивных детей и их семей:
психоаналитический аспект
.

Автор: к.м.н., доцент каф. Медицинской психологии и психотерапии КрасГМУ. Потапова Т.Ф.

В настоящей работе речь пойдет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). На первый план у таких детей выходит конфликт с социумом, причем появление жалоб со стороны социума на данного ребенка обычно совпадает с началом посещения им детского сада или школы, т.е. с выходом из семьи и необходимостью установления новых социальных связей и взаимоотношений. Эти дети, как правило, своей чрезмерной активностью, направленной на привлечение любой ценой внимания со стороны окружающих, вызывают у последних сильнейшие отрицательные эмоции, «выводят из себя». Они страдают от жизненных проблем, от бессилия понять самого себя и изменить что-то в себе и окружающих, не могут сопоставить свои желания с желаниями других людей. Зачастую возникает ощущение, что ребенок хочет задать какой-то вопрос, но не знает, как это сделать. Вместо этого он делает что-то такое, что вызывает раздражение у окружающих, причем ему, похоже, даже нравиться «выводить из себя», особенно мать. Он испытывает при этом мазохистическое удовлетворение, замещая таким извращенным образом нереализованную потребность в признании и понимании. После срыва матери напряжение как у нее, так и у ребенка несколько уменьшается. Кумулируя напряжение, ребенок внимательно следит за реакциями матери, они очень важны для него. Если мать в период особого накала эмоций покидает комнату, ситуация разряжается. Почему же для привлечения к себе внимания ребенок прибегает к таким необычным средствам? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно немного сказать об особенностях матерей детей с СДВГ. Показано , что их настроение во время младенчества ребенка, имеет депрессивный оттенок. В результате страдает нарциссическое взаимодействие между матерью и ребенком. Мать, озабоченная своими проблемами, не понимает правильно потребности ребенка, что в будущем приводит к тотальному незнанию им своих потребностей и первичной слабости «Я». У новорожденного нет опыта общения с миром, он не знает, чего хочет. Хорошая мать помогает младенцу осознать свои желания, являясь контейнером его чувств. Так, на первом году жизни все потребности ребенка символизирует грудь матери. Правильное соотношение между потребностями ребенка и реакциями на них со стороны матери способствует развитию мышления и стабилизации его «Я». Вначале это взаимодействие имеет характер невербального. Знания более старшего возраста приобретаются через речь и отношение типа вопрос - ответ.
Субдепрессия матерей гиперактивных детей не препятствует нормальному развитию ребенка на оральной стадии. Проблемы появляются на более поздних этапах развития, когда примитивное оральное успокоение матерью становится малоэффективным. При вхождении в Эдипову фазу у ребенка появляются желания, не связанные с матерью. Необходимо, чтобы при этом у нее был другой объект, кроме ребенка. Тогда она сможет понять и принять его желания.
У гиперактивных детей вся жизнь матери посвящена ребенку, который является воплощением всех ее желаний и всех неудач. Младенец для нее одновременно и антидепрессант, и беда. Такая мать, фиксированная на оральном взаимодействии, является хорошим контейнером чувств ребенка. А контейнирование означает сдерживание. Эдипальные же импульсы не находят ответа, не реализуются. Таким образом отрицается наличие реальности в целом. На этом этапе контейнирование должно обрести словесное, знаковое выражение. Можно контейнировать чувства, но не желания. На Эдиповой фазе ребенок должен узнать, что он хочет. Отношения же с матерью у детей с описываемыми нарушениями исключают вербальное воплощение. Поэтому гиперактивный ребенок никогда не бывает удовлетворен.
Формированию подобного рода патологических взаимоотношений способствует перверзное, извращенное состояние семьи в тоталитарном обществе, где вместо отца имеется определенный символ, а мать является либо реально, либо фактически матерью-одиночкой. У матерей детей с СДВГ нет осознанного сексуального желания, направленного на отца ребенка. Ребенок - единственный объект для реализации всех ее потребностей. Она очень долго, иногда до 12 - 13 лет спит со своим ребенком. Такое взаимодействие не дает возможности сформировать нормальные генитальные отношения. Они выглядят как симбиотические, когда мало слов и много ласки. Но это не симбиоз в полном смысле, когда есть комфорт. Это - навязывание ребенку более ранних отношений оральной фазы, от которых он уже ушел. В результате нарастает симбиотическая тревога и ощущение безысходности ситуации.
Гиперактивность является доброкачественным образованием, так как позволяет ребенку:
1) самому не стать психотическим либо пограничным больным;
2) вывести маму из депрессии.
Однако, трудности взаимоотношений с социумом в этот период и невозможность формирования стабильного «Я» приводят к острой необходимости скорейшего избавления от гиперактивности. Для этого можно рекомендовать две психотерапевтические тактики:
1) собственно интерпретативную, при которой происходит последовательное разъяснение возникающих в процессе работы реакций переноса;
2) поддерживающую, которой является контейнирование. При контейнирующей технике возникает необходимость показать что перенос - это реальные чувства, но не реальные отношения. Гиперактивный ребенок старается избавиться от себя такого, каким видит его мать. С этим и связаны проявления его гиперактивности. То же может происходить с ним и при общении с психотерапевтом, если тот только понимает его, не анализируя. Такая ситуация может привести к самого разного рода негативным последствиям, вплоть до срыва и делинквентного поведения. Отношения между психотерапевтом и пациентом в подобных случаях должны быть не сексуализируемые, а анализируемые, так как реальность требует постоянного прояснения.
Кроме работы с ребенком в большинстве случаев для достижения положительного результата приходится проводить индивидуальную психотерапию с мамой. Ей следует дать понять необходимость проговаривать конфликты и вербализировать эмоции. Важно помочь ей разорвать симбиотическую связь с ребенком, произвести сепарацию с ним. Учитывая, что в таких семьях роль отца очень малозначимая, важно обеспечить понимание матерью значения ее мужа, отца их ребенка, и особенностей их взаимодействия в формировании личности ребенка. Такое понимание и начало перестройки семейных взаимоотношений является важным шагом в терапии гиперактивных детей.