Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 08 июн 2010, 16:24

Начало лета, июнь. Изобилие тюльпанов, переменная облачность с дождем. Еще не наступила изнуряющая жара, и хорошо думается. Хочется подвести итоги и вспомнить: что принес мне прошедший учебный год?

В сентябре 2009 я присоединилась к группе гештальттерапии 2-й ступени, организованной Николаем Рычковым. Часть интенсивов – трехдневок в ней ведет сам Николай, а часть – другие тренеры МИГИПа – Московского иститута Гештальта и Психодрамы.
Так, в сентябре 2009 и в феврале 2010 я участвовала в интенсивах, которые вел Николай Рычков, в ноябре 2009 года к нам приезжал Нифонт Долгополов (Москва), а в мае 2010 была трехдневка Александра Еремеева (Бешкек, Киргизия).
Параллельно с нашей группой в Красноярске обучается еще один состав гештальтистов 2-й ступени. Эту группу набирала Ольга Сопот (Москва) и Людмила Францкевич (Красноярск). Туда я могу ходить только в «аквариум», без права работать в кругу. Сидеть за кругом и молчать… Мало приятного. Но меня привлекает то, что занятия в этой группе ведут иные тренеры МИГИПа, не только те, кто приезжает к нам.
В группе Людмилы Францкевич я посетила интенсивы, которые вели: в декабре 2009 – Нифонт Долгополов, в феврале 2010 – Георгий Кушнер (Киев), в мае 2010 – Ольга Сопот (Москва).

Итого, с сентября по май набралось семь интенсивов. Семь – хорошая цифра. В следующих сообщениях постараюсь описать подробнее самое важное, что происходило со мной на этих трехдневках. Вдруг это интересно не только мне, но и другим психологам?
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 09 июн 2010, 07:26

25 – 27 сентября 2009 года. Интенсив Николая Рычкова.

Итак, я присоединилась к группе гештальт-терапии 2-й ступени Николая Рычкова, которая стартовала в начале 2008 года. Присоединилась на 7-м интенсиве. А всего их – двенадцать. Ровно половина уже прошла. Кто же начинает цикл обучения с середины? Ну, похоже, я начинаю… Эх, все не как у людей! Очень рискованная затея – группа ушла далеко вперед. В то же время, это была «моя» группа. Вместе с ними я получала 1-ю ступень. Но к ним уже добавилось много незнакомых мне людей.

Иду на эту трехдневку с замиранием сердца: какой будет моя встреча с участниками группы? Я не собираюсь заявляться терапевтом. Мне бы просто познакомиться с новыми для меня людьми и посмотреть на работу других. Сориентироваться.
С самого начала группа четко поделилась для меня на две половины: знакомые и родные, с кем я проходила первую ступень, и совершенно незнакомые. В основном, это студенты – психологи 3 курса СФУ (КГУ). Раздел существует даже в пространстве. Комната поделилась пополам: справа те, кого я знаю, слева – новые для меня (студенты). Замечаю, что смотрю, в основном, направо.
В перерыве слышу, как студенты обсуждают предстоящую сдачу синопсиса. Да, сдать Хасану синопсис – это большое дело! Год назад я проходила эту процедуру, и присоединяюсь к их бурным эмоциям. Ну вот, нашлись общие интересы, и я уже чувствую себя в этой группе спокойнее.

Неожиданно один из участников предлагает мне побыть ко-терапевтом в его сессии. И что еще неожиданнее – я соглашаюсь! Не успела испугаться – и уже сижу на стуле ко-терапевта и наблюдаю за диалогом, который ведет терапевт с клиентом. За эту сессию я говорю клиенту всего одну фразу. По внешнему счету: всего-то делов! Однако, по внутреннему: проделана колоссальная работа. Я ВЫШЛА в круг и села на стул терапевта!!!

Николай ориентирует группу на показ своей работы Нифонту.
Думаю про себя: надо и мне показать.
Как? Свою работу Нифонту???!!! Я же еще не работала в кругу?!
Ну да, раз заявилась гештальтистом – вперед!
В общем, поставила себе такую цель на следующую трехдневку.
Последний раз редактировалось Нина Ушакова 10 июн 2010, 12:48, всего редактировалось 1 раз.
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 10 июн 2010, 12:47

Декадник 31.10-2.11.1009. Супервизия Ольги Кардашиной.

Сентябрьская трехдневка дала мощный толчок. Уже в октябре месяце у меня появился первый настоящий клиент. Он согласился, что материал сессий я буду предоставлять в виде протоколов тренерам МИГИПа. Все получилось как-то неожиданно, и без моих особых усилий. Сам нашелся…

Я знала, что на осенний декадник собирается приехать Ольга Кардашина (Москва). И еще слышала, что в свой последний приезд она теребила участников нашей группы, чтобы несли протоколы своих сессий на супервизию. Меня тогда в этой группе еще не было, и я решила воспользоваться приездом Ольги на декадник для получения супервизии. Оформила протоколы четырех сессий и вручила Кардашиной при встрече в первый день декадника.

Похоже, моя инициатива оказалась для Ольги сюрпризом, но свою супервизию я – таки получила. На декаднике время ограничено, и нам удалось поговорить только на третий день, в течение 10, от силы 15 минут. За это время я получила плотно упакованную пачку наблюдений, замечаний, размышлений и просто полезной информации. Поняла от силы четверть сказанного. Остальное распаковываю и додумываю до сих пор. 10 минут – и такой хороший толчок на весь год!

Наверное, самое главное – я поняла, зачем надо писать протоколы сессий. Понятно, что это нужно для отчета, и чтобы тренеры МИГИПа могли увидеть по ним, как работает претендующий на сертификат участник группы. Это внешняя сторона дела.
Но есть и другая, внутренняя. В моих отчетах, например, почти не было важной составляющей протокола – анализа сессии. Это было первое замечание, которое я получила. Похоже, именно по умению проанализировать свою сессию, можно судить о теоретической подготовке терапевта, и о его понимании процесса. Ольга Кардашина перечислила много моментов, которые включает анализ: особенности контакта Т – К; особенности контакта К – Т; типичные для данного клиента прерывания контакта (проекция, конфлюэнция, ретрофлексия и др.); проявления Id, Ego, Personaliti. Какие терапевтические ходы, интервенции и эксперименты проводил терапевт, и что они дали? Что еще можно было бы предпринять? С какой фигурой работал терапевт? Какие еще возникали фигуры? Мне показалось очень интересным размышление Ольги, что фигурой может быть смена фигур, как это было во время моих сессий.
Получается, что написание протокола – это важная часть обучения, это повод и способ еще раз вспомнить свою сессию, и осознать многие важные вещи, которые во время работы ускользают от внимания.
Для оформления протокола Ольга предложила разделить горизонтальный лист на 3 колонки. В первой – ход сессии (что сказал терапевт, что сказал клиент, наблюдения за невербальными феноменами). Во второй колонке, параллельно с описываемыми эпизодами, дается анализ происходившего. И третья колонка отводится для замечаний супервизора.

Очень интересным явилось для меня наблюдение Ольги Кардашиной про то, что мой клиент был очень активным, а я вела себя пассивно – следовала за клиентом. Запомнила ее метафору. – Знаешь скульптуры коней на Аничковом мосту? – Ну, конечно, знаю, еще бы не знать. – Твоя скульптура та, где копыта коня нависают над головой человека. Под конем она подразумевала клиента, который вел себя активнее терапевта, то есть, меня. Ну да, все верно. Еще с первой ступени я боюсь навешать клиенту свои проекции, и потому веду себя неактивно – следую за клиентом. А еще в свое время мне понравилось, как Эбергард Шейфелле описал принцип своей работы – следую за процессом. Конечно, есть существенная разница: за клиентом, или за процессом. Этот важный момент мы в какой-то из трехдневок обсуждали.

Я до сих пор благодарна Ольге Кардашиной за точное обозначение зоны моего развития. Кстати, анализ своих сессий я до сих пор еще не научилась делать. Учусь.
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 11 июн 2010, 16:05

20-22.11.2009. Интенсив Нифонта Долгополова.

И вот к нам приехал обещанный Колей Нифонт. За три дня интенсива успевает случиться 10 сессий. Из них две ведет сам Нифонт – показывает свою работу. В остальных он участвует как ко-терапевт и супервизор. Ко-терапия Нифонта – это нечто! Он не только беседует с терапевтом, но и включается в работу, задает клиентам вопросы, а иногда так увлекается, что начинает вести сессию сам. Это вызывает у терапевтов массу различных чувств: от благодарности, спокойного принятия помощи, растерянности (как совместить свою линию и Нифонта?), до прямого раздражения. Причем, Нифонт поощряет нас делиться этим здоровым раздражением.
Его супервизия потрясает проницательностью и точностью. Наконец-то мне понятно, что происходило в сессии! Восхищаюсь: как он успевает схватить все это за какие-то 20 минут?

В эту трехдневку я работаю в кругу дважды: как терапевт и как клиент. В своей терапевтической сессии я, помня рекомендации Кардашиной, проявляю активность, причем, больше физическую. Мой клиент хочет поисследовать, как он делает выбор. В процессе работы обнаруживаю телесный симптом, и предлагаю его усилить. Моя цель – отреагировать чувства, чтобы клиенту стало легче. Я давлю туда, где возник симптом – на плечи клиента. Он жалуется: недостаточно сильно давлю. Приглашаю на помощь участника группы, мужчину, который, наконец-то, давит качественно и сильно: как надо! Клиент морщится, долго терпит, наконец сдается и говорит: хватит! Помощник садится, а мой подопечный с облегчением наслаждается жизнью. Спустя некоторое время он просит еще подавить. Помощник тут как тут, и, в процессе сжатия, клиент осознает, КТО его давит. Это конкретный человек из его жизни.
Я уже забыла про клиентскую заявку, но Нифонт не забыл, и подводит НАС ОБОИХ к осознаванию важного факта. Для того, чтобы сделать выбор, клиенту нужно, чтобы его хорошенько сжали. Вот он, искомый механизм выбора! Вроде бы очевидно (когда объяснили), но мне бы самой не додуматься.

Давая супервизию сессии, Нифонт говорит, что моя работа напомнила ему ранних гештальтистов, он и сам так когда-то работал: много внешне видимых эффектов и мало осознавания. Он против такого сильного давления по двум причинам: 1. Можно сломать клиенту ключицу. 2. Но главное – сжимая, я потакаю его привычному способу принятия решения. Я защищаюсь: но ведь усиление симптома помогло ему осознать, кто его давит? Нифонт соглашается: да, но этот эксперимент можно было проделать более мягко. Например, попросить его усилить симптом самому, или слегка обозначить давление на плечи. А главное внимание уделить пониманию – про что это давление?

В своей клиентской сессии моя заявка звучит так: Очень хочу работать с тем, как клиентка позволяет совершать над собой психическое насилие, но боюсь не справиться. Ключевым моментом сессии стал вопрос Нифонта (он опять влез в работу терапевта): Что ты паришься? – Хочу, чтобы был результат! – Что для тебя является результатом? – Чтобы клиентка больше не допускала психического насилия над собой. – Это нереально, – говорит Нифонт. И разъясняет: Если я, как терапевт, подряжаюсь на изменение поведения клиента, это заведомо провально. Я могу отвечать за прояснение и осознавание мотивов и механизмов поведения клиента. А как он этим распорядится – это зона его ответственности.

В последний день я получаю также супервизию на протоколы своих сессий. Очень неожиданную. Оказывается, я работаю больше психодраматическими, нежели гештальт – приемами. Да, – говорит Нифонт, – институт носит название Гештальта и Психодрамы. Но союз «и» здесь не соединительный, а, скорее, разделительный. Если Вы будете на защите демонстрировать такую работу, то сертификат по ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Вы не получите. Это же две совершенно разные практики! И разъясняет отличия:
Психодрама больше направлена на катарсис, на отреагирование чувств. Очень важное место в ней занимает процедура принятия роли и диалог ролей. Терапевт тут почти не при чем. Ходит бледной вспомогательной тенью.
Гештальт же направлен на осознавание. И терапевт здесь – субъект диалога. Он находится в прямом контакте с клиентом.
Если клиент начинает прыгать по стульям (камешек в мой огород), то ни он ничего не поймет, ни вы его не раскусите. Если он побьет подушку (еще один камешек туда же), то ему, конечно, станет легче. Но здесь нет момента осознавания. Вы отреагируете чувства, но потеряете импульс. Лучше использовать энергию клиента для понимания. Спросите его: что это за ситуация для тебя? Что твой кулак сжимается? Помогите ему понять, что происходит, как устроена его реальность.

Вот это да! Не прошли бесследно 60 часов психодрамы у Эбергарда Шейфелле! Аукнулись совершенно неожиданно… Благодарна Нифонту за очень важное для меня разграничение психодрамы и гештальт-терапии. Кстати, фраза Нифонта: Что ты паришься? – стала крылатой. Участники группы стали использовать ее в своих сессиях.
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 14 июн 2010, 08:57

4-6.12.2009. Интенсив Нифонта Долгополова.

Я просидела в аквариуме второй и третий день интенсива. Наблюдала за это время 7 сессий, две из которых вел сам Нифонт. В очередной раз отметила, как мягко и, в то же время точно, он работает. Бережно по отношению к клиенту, и без ярко выраженных внешних эффектов. Вот сидят друг напротив друга два человека: Нифонт и его клиент, и тихо разговаривают. И при этом идет очень глубокий процесс.

Темой интенсива был перенос, который Нифонт определил так: «Перенос – это перенесение формы моих переживаний и поведения с предыдущих важных и устойчивых отношений в новые актуальные отношения». И дальше пояснил: это фиксированный способ поведения, который будет со мной постоянно. Он дает ощущение безопасности. Но, когда он не соответствует контексту, он может подводить. Невозможно вылечить трансфер (перенос). Но его можно учитывать. Я перестаю быть зависимым от трансфера, когда я его учитываю. Очень важно уметь отделять перенос от актуальной потребности. Перенос переносом, но потребность желательно удовлетворять.

После каждой сессии Нифонт беседовал с участниками про то, как в данной работе проявлялся перенос. Например:
- Терапевт спрашивает клиента про сейчас, а он про маму говорит. То есть, он связывает свое поведение здесь с родительскими отношениями.
- Перед началом сессии одна из клиенток готова уступить другой, чтобы «быть хорошей, чтобы нравится».
- Терапевт после проведенной сессии ждет супервизии Нифонта, но в мягкой форме. Хочет, чтобы ее похвалили, и сильно не критиковали.
- Клиентка во время сессии очень нуждается в поддержке от терапевта и от группы.
Когда клиент или терапевт хочет «быть хорошей девочкой», хочет нравиться, ищет поддержки, стоит поисследовать, что под этим скрывается. Возможно это трансфер – родители не давали достаточно поддержки, и потребность в ней переносится в актуальные отношения.

Слушая про перенос, я вспомнила, как столкнулась с ним во время одной из своих учебных сессий. Мой хороший знакомый, сев на стул клиента, поделился чувством недоверия ко мне. Как так? Только что доверял, но вот я взяла на себя роль терапевта, и появилось недоверие?! Стали докапываться, и он вспомнил про давнишнюю встречу с психологом, который побеседовал с ним формально, вызвав много раздражения и неприязни.

Очень важной для меня была работа с темой смерти, которая всплывала в нескольких сессиях. Нифонт пояснял, что страх смерти сугубо трансферентен, в нем замешано много чего, и требуется медленная работа по распаковыванию значений, которыми человек наделяет клубок переживаний. Нифонт предлагал остановить ком переживаний, связанных со смертью, и исследовать одну из ниточек, постепенно и бережно.

Пример первый. Вот серьезное заболевание клиента совпало с преждевременной смертью отца. Возникает страх собственной преждевременной смерти, который не осознается, так как на него накладывается горе от потери близкого человека. Это две разные линии, которые стоит исследовать отдельно.

Пример второй. За короткий срок у клиента умерло несколько родственников. Возникает не просто страх смерти, а страх множественных смертей. Это невозможно, исследовать в одной сессии весь ком переживаний про все смерти. Важно остановить этот клубок, чтобы не поранить клиента и не пораниться самому. Требуется длительная, постепенная работа с каждой смертью отдельно.

Было неожиданно услышать, что процесс горевания по умершему зачастую затягивается из-за неосознаваемой и неотреагированной злости к нему. Вот я договорилась с бабушкой, что приеду к ней в воскресенье. А она в субботу умерла! Как так? Обманула меня!! Не дождалась?!! Эти чувства неадекватны, и не допускаются в сознание. И вот злость перемешивается с печалью, которая должна бы убывать со временем. А она не убывает, так как есть незавершенное действие. Осознавание негативных чувств к умершему помогает освободить другие чувства и пережить горе.

Последняя сессия была необычной. Осталось несколько терапевтов, которые не успели поработать, а время подходило к концу. И Нифонт предложил такой формат: С одним клиентом работают три терапевта по очереди, по 10 минут. А затем обсуждается вся 30-минутная сессия.
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Мишель » 14 июн 2010, 20:49

Нина, не хочется мешать, у тебя, видимо, идёт большая внутренняя работа. Но хочу спросить. А тебе обязательно нужен сертификат гештальтиста? После учёбы отдельный сертификат психодраматиста не выдаётся? Если у тебя хорошо получается работать в психодраме, то зачем себя ломать? Ведь человек - это стиль, у каждого - свой стиль. Результата в работе можно добиваться любым стилем консультирования (работы). Гештальт - достаточно жёсткий стиль, как мягко его не проводи ( на мой взгляд).
Мишель
 
Сообщений: 50
Зарегистрирован: 04 июн 2010, 10:12
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 15 июн 2010, 08:12

Спасибо, Мишель! Можно на ты? Мне очекь важен твой отклик. Да, ты права, идет внутренняя работа, которая для меня важна. И не переживай, что ты помешаешь своими репликами. Наоборот, я буду им рада. В том, как работают гештальтисты, я вижу много неосвоенного и заманчивого. Это такая "терра инкогнита", которая вызывает восхищение и восторг, как дебри Амазонки или горные цепи Тибета для путешественника.

5-7.02.2010. Интенсив Николая Рычкова.

После двух интенсивов Нифонта, следовавших один за другим, я была под сильным впечатлением от его работы и от его супервизии. Я, конечно, понимала, что для того, чтобы работать «как Нифонт», надо быть Нифонтом. Но он задал планку, к которой хотелось тянуться.

Моя терапевтическая сессия на февральской трехдневке была попыткой отказаться от прежнего «психодраматического» стиля работы, направленного на отреагирование эмоций, и взять курс на исследование механизмов поведения и на осознавание процессов.
Что-то мне удалось. Я уже не «следовала за клиентом», а «исследовала клиента», вернее клиентку, шла чуть-чуть впереди нее. У меня появились терапевтические версии, которые я проверяла. Впервые появились! Проверяя вторую версию, я заметила смысловые несостыковки в том, что говорила моя клиентка. Я поделилась с ней своим открытием, но она сказала, что не понимает, про что я говорю. Я растерялась, почувствовав, что не знаю как донести до нее, то, что хочу сказать. И, вместо того, чтобы поделиться своим замешательством, и исследовать тупик, в котором мы обе оказались, я резко переключилась на третью версию. Работа оказалась скомканной.

Во время обсуждения было много критических замечаний: не делилась своими чувствами, не замечала чувств клиентки, торопилась. Был такой интересный отклик: «на месте клиента я бы решил, что терапевт крутит, непонятно за что берет деньги».
У меня у самой было ощущение, что я работала сухо и слишком вербально. Я заметила и главный свой недостаток – не отслеживала изменение телесной и эмоциональной реакции клиентки на мои вопросы.

Много думала, почему меня постигла неудача. И пришла к выводу, что у меня пока еще не хватает ресурсов, чтобы отслеживать все процессы: процесс вербального общения, изменение своих чувств, изменение чувств клиента. Если я думаю, то уже не хватает внимания на чувства, на их осознавание. Если чувствую, то тут уже не до построения терапевтических версий и не до содержания разговора. По отдельности удается, а одновременно следить за тем, другим и третьим, пока нет.
Видимо, надо учиться отслеживать эти процессы по отдельности, и принять как данность, что у меня пока не получается одновременно.
Эх! Мне так понравилось, как красиво Нифонт все разложил по полочкам. Я попыталась так же красиво разложить, но оно не получилось.

Зацепила и запомнилась фраза Николая с этой трехдневки: Терапевт может использовать в своей работе не только свои достоинства и сильные стороны, но и свои слабости, недостатки. Задумалась: как мне использовать свою ретрофлексию, сдержанность в выражении чувств и склонность к интеллектуализации?
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 16 июн 2010, 09:15

27-28.02.2010. Интенсив Георгия Кушнера (Киев).

Я снова в аквариуме, но на этот раз ведущий позволяет нам, «рыбкам», участвовать в некоторых упражнениях.
Свою двухдневку гость с Украины начинает с теории. В том, что он говорит, много авторского, в то же время, он опирается не только на свой богатый клинический опыт, но и на принятые в гештальте положения. Георгий Кушнер 20 лет отработал врачом-психиатром. Три года назад по заказу МИГИПа он разработал трехдневый интенсив по теме: «Типология клиентов и виды психопатологии». Он предваряет тему высказыванием: «Полезно, чтобы Вы понимали про себя, про свой уровень психопатологии. Тогда встречаться с миром легче – понимаешь, что связано с миром, а что со мной».

Наконец-то я слышу ясное обозначение, как гештальтисты понимают Ид, Эго и Персону.
- Ид обнаруживет себя возбуждением. «Эта штука все время чего-то хочет!» Проявляется внешне через чувства, движения, невербалику.
- Персона – система знаний, система сложившихся представлений о себе и о мире. Проявляется вербально, то есть, в словах, смыслах, значениях.
- Эго осуществляет выбор. Его функции: 1. Узнавать, чего я хочу? 2. Выбор между потребностями. 3. Творческое приспособление.

Георгий приводит пример про себя – ведущего сейчас интенсив: «У меня сейчас много Ид – много возбуждения. Много Персоны – знаний по психопатологии и гештальт-терапии. И много Эго – как это состоится в вашей конкретной группе?».

Теперь я понимаю, что имела в виду Кардашина, давая супервизию. – В своем анализе сессии я должна отразить, как у клиента функционируют Ид, Персона и Эго. И какие есть нарушения функции Эго. Хотя бы теоретически поняла, про что это – уже хорошо.

Кушнер напоминает про уровни патологии: невротический, пограничный и психотический. И мы, будущие гештальтисты, будем иметь дело с нарушениями Эго невротического уровня. То есть, с ситуативными нарушениями. Они проявляются в конкретной ситуации, конкретной проблеме, с которой клиент приходит к психологу. А в остальных областях жизни Эго невротика функционирует нормально.

Дальше начинается самое интересное – практика, упражнения, разработанные Георгием Кушнером. Мы успеваем подробно разобрать следующие типологии: депрессивную, шизоидную, параноидальную, нарциссическую и истерическую. Про другие он говорит кратко.
С помощью ведущего группа моделирует типологии. Сначала: Как воспитать ребенка – нарцисса, или депрессивного? А затем: Как терапевт работает с таким клиентом?

Привожу пример, который мне особенно понравился. Ведущий предложил: Кто из группы хочет побыть ребенком – шизоидом? Нашелся доброволец, который выбрал себе «маму» и «папу». Кушнер обозначил характеры. Мама – сильно заботится о ребенке, из своих представлений, что ему нужно, и как «правильно». У нее завязаны глаза. Папа – критикующая и не сильно принимающая сторона: «Сына, мне некогда». И сыночек со стаканом воды – символом его хрупкого внутреннего мира.
А дальше начинается взаимодействие. Мама очень активна, с завязанными глазами она ловит ребенка, расплескивая его воду. Папа отмазывается. И, под конец, ребенок забирается в «домик», построенный ведущим. «А я в домике!» - довольным голосом сообщает он.
И вот, к этому, уже повзрослевшему клиенту «в домике», подсаживается терапевт. Он пытается понять, что у клиента внутри, «в его домике». А клиент жалуется: «домик шатается», и прячется еще глубже.

Я узнала в этом шизоиде себя, свое желание спрятаться в свой домик, в свою норку. Нашла в себе также черты нарцисса, депрессивного, мазохиста. Не нашла параноидальных, истерических и маниакальных черт. До сих пор развлекаюсь тем, что продолжаю открывать в себе все новые и новые черты. Ага, паранойи у меня нет! Как же, как же!
Кушнер сказал в конце ключевые фразы: Не надо бороться со своей типологией. Полезнее развивать и дополнять ее другими. Например, если много шизоидного, стоит развивать истероидные, то есть, демонстративные черты личности.

Спасибо ведущему! Оказывается это очень интересная, увлекательная и даже веселая тема!
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 17 июн 2010, 08:44

21-23.05.2010. Интенсив Александра Еремеева (Бешкек, Киргизия).

Про ведущего: Базовое образование медицинское – врач-психиатр. Гештальт-терапией занимается 9 лет. Региональный тренер МИГИПа, ведет трехдневки по нескольким темам. В нашей группе он с темой: «Прерывания: феноменологические признаки и методы работы». Словно специально по моему заказу – очень актуальная для меня тема.

За три дня состоялось 12 сессий, в двух из них Александр Еремеев показывал свою работу. Он очень внимателен к тонким и кратковременным проявлениям эмоций. Вот у клиентки лучиками в глазах промелькнула радость, и тут же сменилась печалью. Александр уловил эту первичную эмоцию и работал с тем, как клиентка умудряется воспринимать свою радость как печаль. Почему она не позволяет радости проявиться? Это прерывание на уровне ощущений, еще до осознавания – десентизация.

Во время других сессий Александр работает ко-терапевтом и супервизором. Как ко-терапевт он проявляет себя деликатно, спрашивает у терапевта разрешения вмешаться в работу, чтобы посоветоваться. Ни разу не обратился напрямую к клиенту. Только через терапевта. Супервизию он также дает бережно, щадя чувства начинающего терапевта. Благодаря его такту случается маленькое чудо: несколько участников группы впервые работают в кругу! Он поддерживает, поощряет и подталкивает к этому разными способами. Например, высказыванием: «Невозможно научиться этому, не покарябав свою гордость! Гордость терапевта должна быть матовой».

Перед своей терапевтической сессией я прошу Еремеева обращать внимание на то: замечаю я или нет чувства клиента. Он предлагает написать на бумажке слово «Чувства», и мы прикрепляем эту надпись на грудь клиента. Его заявка сугубо «терапевтическая», она касается его взаимоотношений с клиентами. В процессе работы я использую психодраматический прием – общаюсь с ним из роли его клиентки. При этом подсмеиваюсь, поддразниваю и задеваю больную точку. Эта тактика способствует завершению работы. В голосе моего клиента появляются новые, уверенные интонации. Клиент, похоже, доволен сессией. И у меня есть ощущение, что я достигла неплохого результата.

В супервизии Еремеев сначала говорит про то, что понравилось:
1. Тексты внимательно слушаю и адекватно предъявляю услышанное клиенту.
2. Легкость, с которой я работала из роли «клиентки».

Замечания:
1. Начиная подобный эксперимент, желательно спросить согласие клиента, я этого не сделала.
2. Я смотрела на надпись «Чувства», и ни слова про чувства не сказала. Стоит доверять своим глазам, когда смотришь на клиента. У него, например, промелькнуло чувство страха: расширились глаза, и он откинулся назад. Это длилось не больше секунды.
Участники группы обсуждают: А, может быть, это было удивление? И ведущий проводит эксперимент: просит клиента рассказать случай, когда он был напуган. Я внимательно смотрю, но не успеваю отследить, когда же промелькнуло чувство страха.

Затем мы все вместе: я, клиент, участники группы и Александр Еремеев, - обсуждаем: насколько корректно было задевать в терапии его болевую точку? В конце обсуждения я понимаю, что работала «на грани». Фрустрировала клиента, и ему было реально больно, но доверие ко мне и к группе помогло ему «не свалиться». Поняла также, что в этой работе я опиралась на интуицию: с этим клиентом я могу позволить зайти довольно далеко. И есть ощущение, что именно фрустрация дала результат.

Раньше я замечала, что предпочитаю поддерживать клиента. Оказывается, в моей палитре может быть и эта новая краска – риск фрустрировать клиента.
Что касается: Смотрела на слово «Чувства» и чувств клиента не видела. Я наконец-то поняла, почему мне сложно ВИДЕТЬ чувства. У меня близорукость, и я, как оказывается, больше полагаюсь на слух, чем на зрение. Я не вижу чувства, я их СЛЫШУ. Очень точное осознавание своего дефицита. И благодаря лекциям Еремеева есть понимание, как этот дефицит можно компенсировать.

Как раз про это у него хорошая подборка фотографий и мультфильмов. По ним можно точно увидеть, какие из лицевых мышц задействованы при базовых эмоциях: гнев, страх, радость, печаль, секс. И этим мы некоторое время занимаемся – обсуждаем, какие чувства видим на фотографиях.
Александр Еремеев рассказывает нам про различные прерывания контакта, сопровождая рассказ забавными мультиками. После каждой сессии мы беседуем про прерывания, которые были у этого клиента. Александр делится: «Как я бы с этим работал». Тема прерываний оказывается проработанной и в теории, и на практике.

В чем основная стратегия гештальт-терапевта? По словам Александра Еремеева это: Сидим и ждем, пока появится прерывание. Как только появилось – работаем с ним.
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Осваиваю вторую ступень гештальт-терапии

Сообщение Нина Ушакова » 18 июн 2010, 12:01

28-30.05.2010. Интенсив Ольги Сопот (Москва).

Я провела в аквариуме 1-й и 2-й день трехдневки. За это время дважды наблюдала терапевтическую работу Ольги Сопот. У обеих ее клиенток были заявки по их терапевтической работе с парами: муж – жена, мать – ребенок. В обоих случаях Ольга использовала стулья. Ее клиентка, садясь на очередной стул, принимала на себя роли: мужа, потом жены, затем себя – терапевтирующую эту пару. Сопот внимательно следила, когда ее ученица выпадала из контакта со своими клиентами и исследовала эти места.
Ольга работала почти так же как Нифонт и Еремеев, но было что-то отличающее ее стиль. Попыталась уловить ускользающее отличие и поняла: Я же впервые вижу, как работает тренер МИГИПа – женщина! Иная чем у мужчин мягкость и доверительность. И, в то же время, точность и цепкость.

Изюминкой трехдневки стали арт – практики. В них участвуем и мы – сидящие в аквариуме зрители. Я получаю много новых впечатлений, взаимодействуя со своей напарницей с помощью фломастера на листе бумаги. Я – терапевт, она – клиент. Я стараюсь приблизиться к ней, а она начинает чертить резкие штрихи, совсем не обращая внимания на меня. Даю ей «выговориться». И под конец молчаливой сессии наши фломастеры наконец-то замирают друг напротив друга. Она готова к контакту с терапевтом. Во время упражнения было ощущение интенсивного невербального взаимодействия.

Второе арт – задание направлено на исследование себя. Каждая участница выполняет серию из 4-х рисунков: «Я в физическом мире», «Я в социальном мире», «Я в своем внутреннем мире», «Я в духовном мире». А затем, разбившись на тройки, каждая пробует себя в роли терапевта, беседующего с клиентом по поводу его рисунков.
Заметила на себе успокаивающее, гармонизирующее влияние арт – упражнений.

Второй день завершается заданием. Надо перевести весь свой терапевтический опыт в одно слово, выразив им то, что Вы хотите делать, работая с клиентом. Ответы участниц: жить, понимать, узнавать, поддерживать контакт, наблюдать, уточнять, давать пространство. Мой ответ: быть! Ответ Сопот: прояснять.

Этим воспоминанием я заканчиваю серию набросков по гештальт – тренингам прошедшего учебного года. Можно расслабиться! Впереди ЛЕТО!!!
Нина Ушакова
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 22:33
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

След.

Вернуться в Обучение Гештальт-терапии

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron